Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » "Аврора. Спящая красавица"

Зрителей разбудили "Спящей"

В Ницце заканчивается 11-й фестиваль российского искусства и кино Ruskoff. Самым ярким его событием стала премьера циркового спектакля Василия Бархатова "Аврора. Спящая красавица". С подробностями — АЛЛА ШЕНДЕРОВА.

Фестиваль, прежде поводившийся в конце осени, на этот раз начался в канун русского Рождества — таким образом его продюсеры Мелания Мильберт, Олег Чесноков и Вадим Гаглоев дали старт году Франция—Россия 2010. Можно сказать, что спектакль, поставленный молодой звездой оперной режиссуры, героем последних "Золотых масок" Василием Бархатовым, отражает и политику фестиваля, кредо которого соединение русской экзотики с театральным авангардом.

Впрочем, больше всего "Аврора" отражает стремления самого 25-летнего постановщика, которому не терпится попробовать себя во всех театральных жанрах. Только в конце декабря он дебютировал в драме, выпустив в московском Театре имени Пушкина лихих шиллеровских "Разбойников" (см. "Ъ" от 22 декабря 2009 года). И сразу улетел в Ниццу, где за пару недель (плюс несколько репетиций в Кисловодске) сочинил "Аврору" с артистами театра-цирка "Кракатук" — труппы, с которой Андрей Могучий поставил когда-то свою версию "Щелкунчика", имевшую в Ницце большой успех.

Художником "Авроры" стал Максим Исаев, соавтор Могучего. А в качестве музыкального фона господин Бархатов использовал фрагменты музыки балета Чайковского, перетасовав их, как колоду карт, и добавив вместо джокера арию Папагено из "Волшебной флейты" Моцарта.

В прологе на большой сцене Национального театра Ниццы появляется еще одна, маленькая, обрамленная ярко-розовыми кулисами. Перед ней раскланивается дирижер. Взмахивая палочкой, он дает знак "оркестрантам": сцена оказывается батутом, флейтист умудряется проскочить через барабан, как сквозь огненное кольцо, скрипач пристает к арфистке и, получив пощечину, отскакивает в тройном сальто.

Как утверждает программка, сочиняя либретто, Василий Бархатов и Олег Чесноков брали за основу сказку Шарля Перро, однако "Аврора" имеет с ней очень мало общего. Розовый театрик оказывается одним из подарков, который родители преподносят юной Авроре (Оксана Мартьянова) на совершеннолетие. На праздник слетаются, то есть парят под потолком, спускаясь по канатам, танцуя и фокусничая, феи. Самой спортивной оказывается Карабосс: все уже сидят, ожидая угощения, а она все еще летает вниз головой, вращая руками обручи и срывая бурные овации зала. В стане волшебниц зависть цветет столь же пышно, что и среди людей: Авроре, протягивающей Карабосс кусок торта, ставят подножку — и торт летит фее в лицо. Взбесившаяся фея разгоняет волшебную нечисть, требует, чтобы дирижер отдал свою палочку (по Бархатову, власть музыки сильнее всех чар), взмывает вместе с Авророй под потолок, а после топит бедную девочку в гигантском стакане с водой. Откуда Аврору, как дохлую мышь, выуживает лязгающий стальной механизм — копия устройства, вытаскивающего плюшевые игрушки из игровых автоматов. Думается, усилия Максима Исаева не позволили безудержной фантазии режиссера превратить спектакль в подобие матросского сундучка: всякой постмодернистской всячины здесь полно, но в том, как она вытаскивается на сцену, есть и драматизм, и логика, и, уж конечно, цирковая удаль.

Как утверждает сам режиссер, "Аврора" достигнет зрелости примерно через год — тогда ее, возможно, привезут в Москву. Однако французы воспринимают ее на ура уже сейчас. Темпераментные зрители начинают визжать и кричать "браво" не дожидаясь поклонов: в тот момент, когда жених Авроры, отважный паренек в костюме цвета российского триколора и с пионерским галстуком на шее, устраивает на сцене революцию, изгоняя Карабосс и ее подручных.

Господину Бархатову почти удалось научить акробатов и фокусников быть драматическими артистами. Слов в его спектакле нет, привычной хореографии тоже — суть происходящего передается мимикой, жестами и трюками. Ярче всего это удается злодейке Карабосс: Анна Мчедлишвили не только изумительная воздушная гимнастка, исполняющая без страховки сложнейшие трюки, но и хорошая драматическая актриса. Про всех этого пока сказать нельзя — спектакль сделан на вырост. Но легкость, с которой гимнаст Вячеслав Королев в роли принца (турнир принцев, пытающихся разбудить Аврору с помощью разных цирковых чудес, занимает весь второй акт) умудряется петь арию Папагено, изображая оперную звезду в шаляпинской дохе и балансируя на огромном резиновом шаре, впечатляет уже сейчас.

Режиссер спектакля "Аврора. Спящая красавица" ВАСИЛИЙ БАРХАТОВ ответил на вопросы АЛЛЫ ШЕНДЕРОВОЙ.

— Почему вы решили превратить балет в цирковое шоу?

— Идею дал Олег Чесноков. Зная удачный опыт "Кракатука", я решил попробовать. Ведь, скажем, Cirque du Soleil — это очень круто, но любое их шоу — яркое, но бессвязное действо. Мне же хотелось с помощью циркового шоу рассказать какую-то внятную историю. В драме и опере я обычно ругаю себя за слишком эффектные символы, а здесь они очень кстати. Цирк может очень многое, он очень требователен к режиссеру. Здесь нужно не просто придумать каждый номер, а обыграть какой-то символ — и таким образом объяснить, почему этот номер исполняется именно сейчас. За время репетиций мне пришлось познать цирк технологически — понять, как все это работает. Тут ведь даже привычные слова и те с другим ударением. Например, я всегда думал, что надо говорить "турнИк", а акробаты говорят "тУрник". Это как "кОмпас" и "компАс" во флоте.

— Непривычно работать с цирковыми артистами?

— Поначалу очень. Я даже замечал, что они скучают. Когда говоришь им: "А теперь мы все взлетаем под купол цирка!", они тут же просыпаются. А когда талдычишь что-то про актерское переживание — они зевают. К счастью, в них оказался колоссальный спортивный интерес освоить то, чего они не умеют. Скажем, гимнаст Слава Королев полгода назад вообще не знал, что у него есть слух и голос, а теперь он поет арию из оперы Моцарта.

— А кто этот странный дирижер, который то и дело появляется в "Авроре"?

— Это аллегория: зрители думают, что все происходит по взмаху волшебной палочки феи Карабосс, а на самом деле — по взмаху дирижера.

— Вы попробовали себя в опере, в цирке, в драме — остался балет.

— Я бы с удовольствием поработал с каким-то интересным хореографом, выступив в роли драматурга и режиссера, но пока таких планов нет. Хочется еще раз поработать в драме: "Разбойники" — моя первая попытка и довольно неловкая. Но прежде всего, конечно, опера. Сейчас вернусь в Москву и начну делать в Большом театре "Летучую мышь". Кто-то уже успел написать, что Большой театр скатился до оперетты, но это глупость: "Летучая мышь" идет на всех серьезных оперных площадках Европы. А у нас она ставилась в каждом провинциальном театре музкомедии, сложнейшие партии пели безголосые люди! Я давно хотел исправить эту несправедливость. Не буду загадывать, но, по крайней мере, дирижер в нашем спектакле будет роскошный — Кристоф Матиас Мюллер.

— Дальнейшая судьба "Авроры"?

— В конце января мы поедем в Киров — я туда тоже заскочу из Большого театра. Этот спектакль требует режиссерского присмотра и обкатки, в нем многое зависит от того, когда ребята перестанут волноваться — сделают все трюки, потом займутся актерской игрой. Впрочем, самый главный, смертельный трюк этого спектакля мы уже сделали — показали его во Франции. В стране, где ни один драматический и музыкальный спектакль давно уже не обходится без цирковых трюков.

Коммерсант

Источник: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1302000

Категория: "Аврора. Спящая красавица" | Добавил: DimSRT (02.02.2010)
Просмотров: 815 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Категории каталога
Статьи по материалам Рунета [31]
"Аврора. Спящая красавица" [4]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Кнопочки
Официальный сайт

Каталог сайтов Всего.RU
Rambler's Top100
WOlist.ru - каталог качественных сайтов Рунета
Поисковая Система RAGY • Удобный поиск по интернету, поисковые машины - 4 в 1, кроме того: новости, погода, статьи, форум, каталог ссылок...

Каталог Ресурсов Интернет
Нижний Новгород Online
Адресная книга Интернет. Желтые страницы.
Наш опрос
Понравилось ли вам шоу "КРАКАТУК"?
Всего ответов: 302