Рождение шоу «Кракатук» состоялось 11 июня 2004 года в Цирке на
Фонтанке. С тех пор прошло 4 года и 3 месяца: более 560 спектаклей в 30
городах мира; каждый месяц — новый город. Только в Москве и Петербурге
«Кракатук» задержался дольше. Но 92 дня лета пролетели, как всегда,
слишком быстро, и вот уже не за горами 28 сентября — заключительный
спектакль в северной столице. После этого, впервые за четыре года,
артистов ждет отпуск, а в ноябре — новые гастроли, на сей раз в
Прибалтике.
О том, в чем секрет успеха «Кракатука», корреспондент «Новой» побеседовал с продюсером шоу Олегом Чесноковым.
Интриговать, смешить и немного пугать
— Олег Геннадьевич, шоу «Кракатук» можно было бы назвать
театром ХХI века — если бы оно было театром, или цирком будущего — если
бы оно было цирком. При этом сюжет, как в балете, не понять без
либретто… Но все-таки по сути — это изобилующее спецэффектами цирковое
представление с сюжетом, правильно?
— Хоть горшком
назови, только в печь не ставь. Ваше определение — из той серии, что
«встречают по одежке». Ну как же — шатер, похожий на цирковой, значит,
в основе цирк…
— А на самом деле?
— Наша задача — моя и
второго продюсера Вадима Гаглоева — заключалась в том, чтобы создать
шоу, которое было бы интересно различным возрастам и социальным
группам, включая тех, кто вообще не ходит в театры и цирк — молодежь от
14 до 18 (их, кстати, у нас довольно много). Работали строго по
Станиславскому: все жанры хороши, кроме скучного.
Теперь, начиная выступать в каком-то городе, замечаем: если
первую половину гастролей зал заполнен в основном детьми, то к концу,
как правило, приходит не меньше взрослых — причем не в качестве
сопровождения, а сами для себя.
Есть, конечно, те, кому не нравится, кто очень раздражается,
просто до глубины души. А есть те, кто пишет в гостевой книге:
«Шедевр!»
— Почему в качестве основы для сюжета выбрали сказку Гофмана?
— Вечная история, известная всем и понятная. И на самом деле очень
счастливая. Плюс хорошая музыка, написанная Чайковским для
«Щелкунчика».
— Но ведь это еще и страшная сказка…
— У
Акунина где-то приведена формула успеха у женщин: чтобы женщину
удержать, надо ее интриговать, смешить и немного пугать. Эта же формула
прекрасно подходит для театра, вообще для искусства.
Вышедшие из пены
— Теперь — главный вопрос «Кракатука»… О чем это все?
— Где-то у нас на сайте написано: «Театр — это зеркало, в котором
каждый видит то, что способен разглядеть». То есть ключ — ваше
собственное состояние на сегодня. Как сказал один западный критик:
«Кракатук подходит под ситуацию в любой части света». Не зря сценарий
начинается словами: «В одном большом городе — неважно в каком, в Токио
или в Москве, Нью-Йорке или Париже…»
— Хорошо, но все-таки была какая-то всеобъемлющая мысль, которую вы хотели передать зрителю?
— Искусство учить не должно: оно воздействует — и все. И каждый, кто
делает что-то вроде того, что сделали мы, хочет, чтобы воздействовало
максимально сильно. Мы знали, что продуктов, сопоставимых с
«Кракатуком», в мире считанные единицы. Штучный товар, ручной работы,
потому что дело очень трудоемкое. И хотелось сделать именно такое.
Поэтому — цель достигнута, получаем удовольствие.
— То есть вы создали образец для подражания?
— У меня нет ощущения, что мы сделали что-то самое лучшее на свете и
теперь все должны делать как мы. Но когда после шоу видишь влюбленные
парочки, которые просто молча смотрят в глаза друг другу; или когда
девяностолетние старики подбегают, говорят спасибо… Чтобы люди начинали
любить друг друга — может, это и есть самое важное, для чего делалось
шоу. Чтобы родители своих детей отпускали в пену, которая заполняет
арену в финале «Кракатука». И чтобы дети выходили из пены, может быть,
не совсем такими, как прежде. Это самое дорогое.
— А разве про пену на сцене можно говорить? Разве это не сюрприз, не секрет, как в «Мышеловке» Агаты Кристи?
— Не секрет. Некоторые родители даже приносят для детей сменную
одежду. Хотя вообще-то это пена специальная — она полностью высыхает на
одежде, не оставляя следов. Кстати, специально была разработана для
«Кракатука».
— А есть у вас еще какие-нибудь ноу-хау?
—
У нас здесь все что есть — ноу-хау. Например, «Кракатук» — мировой
лидер по количеству концов цирковой подвески — это то, за что артисты
под куполом цепляются. Когда мы все это в первый раз делали, заняло две
недели. Сейчас за день справляемся, хотя все то же самое.
Или вот шатер у нас — самый большой в Европе, 25 метров высота, тоже специально сделан…
Артисты — это семья
— Расскажите о людях, которые делают «Кракатук».
— Всего в шоу занято сорок человек, из них около тридцати артистов.
Труппа — это живой организм. Есть ее скелет — те люди, на которых все
держится, это главные герои, технический персонал. Но все меняется:
кто-то выходит замуж, женится. При этом у каждого актера должна быть
замена — дублер, поэтому кастинг в «Кракатуке» проходит постоянно.
Причем кастинг не такой, когда человек один раз пришел, его посмотрели
и взяли. Кто-то может войти в шоу за неделю, а кому-то нужно два
месяца. Многое, конечно, зависит от техники, но в первую очередь
человек, чтобы его взяли в «Кракатук», должен быть талантливым
артистом; еще нужен задор, желание сделать так, чтобы получилось.
К тому же это действительно нелегкая жизнь — другая,
совершенно не оседлая. Постоянная смена обстановки вокруг. Нужна
большая смелость, чтобы так гастролировать.
Мы стараемся, конечно, отпускать актеров домой хотя бы раз в
год на две-три недели. Но вот трое ребят из Якутии дома не были уже
года четыре — все-таки до Якутска далеко. Сейчас мы планируем первый за
все это время отпуск: целый год к нему готовились.
И конечно, сама работа нелегкая, очень большая нагрузка. За
2 часа 15 минут никакого отдыха, а бывает и по два спектакля в день.
Поэтому люди в основном молодые: средний возраст — 23–25 лет.
Соответственно, когда начинали, было 19–21.
— Как же семейная жизнь?
— Семьи заводятся
внутри «Кракатука» — как в старые добрые времена. Так семьями и ездят.
Трое детей уже здесь за четыре года родились. Старшему сейчас два.
Родился, слава богу, не в опилках, а в пеленках — но, мне кажется, что
отпечаток на его жизнь это наложит. Кто-то, конечно, из-за детей уходит
из шоу.
— А есть у них жизнь помимо «Кракатука»?
—
Да, и мы это приветствуем. Параллельно работают в клубах, на
праздниках, в театрах, музыку сочиняют. Некоторые уходили от нас в
кино.
Хотя, конечно, чаще всего те, кто покидает шоу, не могут
найти применения своим талантам в артистическом мире. Когда выходят на
сцену — им тесно, там ведь места мало, замкнутое пространство. Кстати,
именно поэтому многие маститые актеры не могли войти в наше шоу:
говорили, что не понимают, что у них творится за спиной.
Все по-честному. Как в цирке
— В чем секрет успеха «Кракатука»?
— Это
продукт нашего времени, когда все смешалось. Мы сами выбираем
информацию, которую хотим потреблять, мы много знаем, и даже наши дети
много знают — их невозможно обмануть.
А в «Кракатуке» игра для артистов — это жизнь. Адреналин
повышается; у них своя зарница в манеже — это два часа азарта, и он
неподдельный, его не надо изображать. Плюс цирк, где всегда все
по-честному: трюк либо сделан, либо нет.
Люди собираются вместе, чтобы созидать. Все они делают разное, но у каждого — своя роль, и получается общий организм.
«Кракатук» очень живой. Из 560 спектаклей не было двух одинаковых.
Например, продолжительность всегда одна и та же — 2 часа 15 минут. Но
состояние внутри абсолютно разное: спектакль может лететь и прилететь к
концу за 2 часа 15 минут, а может еле ползти и приползти за то же
время.
— В чем заключается ваша роль как продюсера?
— Вот сижу и все время думаю о том, как все это будет сворачиваться, как дальше поедет…
— Сами пробовали участвовать в спектакле?
— Все роли перепробовал — причем каждый раз так складывалось, что
приходилось кого-то заменять. В конце концов, у меня же первое
образование — артист.
Пока не пытался только из-под купола падать («капля» называется) — никак время не найду. И силы. И смелости.
— Будет ли у «Кракатука» продолжение?
— Конечно, будет. «Кракатук» — это этап в жизни «Кракатука». Был
спектаклем, стал театром. Можно сказать, у нас своя школа, свои
возможности, которых нет ни у кого другого. Будем открывать
параллельные проекты — наброски уже есть. Думаю, обретет форму уже
через год-полтора.
— Что это будет, если не секрет?
— Скажем так: нам очень нравится сказки рассказывать. Вот и будем продолжать.
— Нравится такая жизнь?
— Хотелось только, чтобы было немного полегче, а все остальное —
хорошо. Была такая мысль: взять, все сделать — и потом уехать купаться
в море куда-нибудь на Маврикий. Но, думаю, на второй день бы уже
захотелось что-то новое организовать.
Счастливая жизнь. Хотя бы потому, что здесь каждый
занимается любимым делом и за это получает деньги — одна из
основополагающих жизненных ценностей. Многие зарабатывают больше, но
занимаются нелюбимым делом, и так проходит жизнь…