На самом берегу Москвы-реки в Московском государственном объединенном музее-заповеднике Коломенское раскинулся огромный шатер (между прочим, самый высокий в Европе — 25 метров высота шпиля). Шатер этот будет стоять все лето и немного осени — аж до 30 сентября. Все прохожие удивленно спрашивают: «Что это? Бродячий цирк приехал?» А это не цирк — это «Кракатук» приехал! Если ты живешь не в Москве, а, например, в Ярославле, то наверняка слышал про него, потому что «Кракатук» прежде чем показаться в столице, опробовал себя в Самаре, Костроме, Сочи, многих городах Украины и даже во Франции! На сегодняшний день его посмотрели более 280 000 зрителей! Только теперь, спустя два года такая возможность появилась и у москвичей. Теперь обо всем по порядку. «Кракатук» — уникальное шоу, спектакль, театрально-цирковое представление, цирк третьего тысячелетия (назвать можно по.разному) по мотивам известной сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Премьера «Кракатука» с огромным успехом прошла в Санкт-Петербурге в июне 2004 года. В октябре 2005 года спектакль был удостоен Гран-При Международного Фестиваля Искусств во Франции и уже получил приглашение принять участие в ведущих европейских фестивалях (Авиньон, Ганновер, Эдинбург). Главная идея «Кракатука» — необычный синтез многих жанров: цирка, театра, модерн-данса, современного мультимедийного и изобразительного искусства. По словам генерального продюсера проекта Олега Чеснокова, можно назвать даже дату, когда родилась идея «Кракатука» — 19 декабря 1998 года. Тогда это еще не был замысел сегодняшнего «театра-цирка» по Гофману, а только разговор о том, что хорошо бы создать новый синтетический жанр. Идею Чеснокову предложил министр культуры Монако. «Он говорил, что вот, мол, у вас балет замечательный, и театр хороший, и цирк тоже ничего. Почему бы вам не придумать зрелище, понятное во всем мире, которое было бы неким микстом…» — сообщает Олег Чесноков. «Нашей задачей было стереть грани, сделать такое шоу, в котором зритель не смог бы отделить цирковую, балетную и театральную составляющие друг от друга. И мне кажется, это было самым сложным» — продолжает Олег. «Кракатук» — киберсказка о современной городской девочке Маше, а не о гофмановской малышке Мари. С самого начала представления ты разом на два с половиной часа погружаешься в сказку. С танцующими мышами в красивых костюмах, огромными ходячими пиджаками, летающими людьми и т.д. И после окончания шоу еще долго не хочется возвращаться обратно, в реальность. А хочется летать под куполом, как Маша со Щелкунчиком, кружиться на канатах, участвовать в борьбе армии кибермышей с армией игрушек, танцевать вместе с розами и путешествовать по конфетно-сладкой стране. Музыкальная основа спектакля — музыка Чайковского. В современной электронной обработке известных современных композиторов и ди-джеев Игоря Вдовина и Олега Гитаркина. В спектакле задействованы около 50 актеров, которые во время шоу меняют 200 костюмов. Благодаря спецэффектам, декорациям и средствам мультимедиа цирковая арена постоянно меняет свой облик и превращается то в сказочное поле битвы, то в каток, на который плавно опускаются снежинки, то в огромную ванну, залитую мыльной пеной, над которой в финале триумфально возносится бумажный кораблик с Машей и Щелкунчиком. Чтобы ничего не пропустить, приходится то поднимать голову вверх, следя за воздушными перипетиями, то опускать вниз, потому что действие происходит то на земле, то над землей. «Это удивительная музыкальная история. В нее влюбляешься» — говорит о шоу Олег Чесноков. Несмотря на ощущение сказочности, этот театрально-цирковой синтез нельзя назвать детским представлением. «Я никогда не делал спектакли для детей,» — говорит Андрей Могучий. — На человеке, работающем в таком жанре, лежит очень большая ответственность, так как дети — наиболее чутко восприимчивая публика. Несмотря на это оказалось, дети — наши самые благодарные зрители». Поиск режиссера шел долго: через «Кракатук» прошло несколько известных постановщиков, но ни с кем из них дело не клеилось. «Первый из них все время говорил, что посреди манежа должна вырастать елка, — рассказывает Олег Чесноков. — Как только я услышал про елку, сразу понял, что все идет не туда. И потом не было режиссера, который не произносил бы слово «елка» . В конце концов, на елке мы разговоры о спектакле и заканчивали. А когда появился Андрей Могучий, мне как-то сразу стало понятно, что я нашел нужного постановщика». Актеры — это особая тема! Раз шоу необычное, значит, и задействованные в нем люди — тоже. Актерская труппа собиралась (и собирается по сей день) по всей России (и не только). Кастинга актер не проходит. Он просто начинает играть, и в течение месяца за ним наблюдают. Лучшие остаются. К тому же, все актеры еще и техники. Они сами занимаются монтажом декораций, потому что от надежности конструкций зависит их безопасность. Второго состава нет. Каждый день играют одни и те же люди. Когда «Кракатук» шел в Питере, актеры играли по три спектакля в день! Рыжеволосая девочка вся в мелких кудряшках просто притягивает внимание зрителей. Она лихо взмывает к потолку и выделывает там разные акробатические элементы. Настя Желудева из Краснотурьинска Саратовской области (она играет главную роль — Машу) мечтала работать в цирке с детства. После школы она пошла в цирковое училище и стала акробатом. Несмотря на то, что она практически ровесница наших читателей, у нее за плечами уже 11 лет работы в цирке. А мускулистый «мачо» Щелкунчик, ловко отжимающийся на спинке кровати, заставит трепетать сердца женской половины зала. Любое литературное произведение после перевода на другой язык, после постановки в театре, снятия фильма по его сюжету и т.д. обретает как бы новую жизнь. Каждый человек прочитывает произведение по-своему и расставляет свои акценты. То же и со «Щелкунчиком». Трудно представить эту сказку в таком необычном жанре, в каком представила ее команда организаторов — идейный вдохновитель Олег Чесноков и режиссер Андрей Могучий. Еще труднее все это описать. В общем, приходите и сами все увидите! Если же вы живете не в Москве (даже совсем далеко от нее) и «Кракатук» к вам не приезжал, не расстраивайтесь — он обязательно приедет! Краткая справка Девочке Мари дядя Дроссельмейер подарил странный прибор для колки орехов . деревянного человечка.Щелкунчика. Потом Мари узнала, что Щелкунчик . это заколдованный племянник Дроссельмейера. У тех, кто читал сказку, название спектакля вряд ли вызовет вопросы. А тем, кто не читал, Кракатук покажется странным непонятным словом. Кракатук . особенный орех, такой крепкий, что по нему могла проехаться восьмифутовая пушка и не раздавить его. Но этот твердый орех должен был раскусить молодой человек, никогда не брившийся и не носивший сапог, чтобы расколдовать принцессу Пирлипат. Он.то орех раскусил, но по воле рока (и мышиной королевы Мышильды) превратился в уродца Щелкунчика. Кристина ЯНВАРСКАЯ фото Валентина ГОНЧАРОВА
|