К удивлению Воробьянинова, привыкшего к классической
интерпретации «Женитьбы»,
Подколесина на сцене не было.
И. Ильф и Е. Петров, «Двенадцать стульев».
Представьте, вы входите в цирк, но там темно. Вместо арены — белый
круг. В центре конструкция, похожая на стол, накрытый скатертью, над
ней висят странные белые фигуры в кринолинах. По кругу манежа
расставлены огромные канделябры, похожие на уродливые сталактиты.
Начинается действие с появления на экране изображения девочки,
катающейся на велосипеде. Хрипящий голос произносит: «Хочешь, дружок, я
расскажу тебе сказочку…» и так несколько раз. Затем появляется некто в
котелке и длинных штиблетах — Мастер Д. Если верить программке, его
играет Анвар Либабов из «Лицедеев». Он ходит по кругу, что-то бормоча
себе под нос, и зажигает фонари. После чего висящие под куполом цирка
куклы снижаются и превращаются в девиц, которые стучат деревянными
киянками, изрыгают пламя… На блюдо в центре стола из-под купола
спускается девушка, более похожая на полуодетую булгаковскую Маргариту,
чем на 12-летнюю девочку из сказки Гофмана, и начинается магический
пир. Неожиданно гости превращаются во всевозможную нечисть, и
становится ясно, что Маша оказалась в подземном царстве Мышиного
Короля. Черти в красных камзолах пляшут и скачут с трезубцами и пиками,
кувыркаются на батуте, нападают на Машу, но ей на помощь приходят…
ожившие гигантские пальто. Затем к ней прилетает Юный Д., он же
Щелкунчик. Главный герой в галифе жонглирует булавами, кружится вместе
с Машей на трапеции, но вдруг появляются мерзкие чудовища-мутанты,
будто вышедшие из американских фильмов ужаса. «Это Мышиный Король!», —
звучит голос из динамиков. Принц сражается с кибер-муто-мышами, но силы
не равны, и в тайной лаборатории Мышиного Короля его превращают в
куклу-робота с телевизором на голове. Падает снег. Через арену
вереницей идут черные зайцы на лыжах. Ремарка из зрительного зала:
«Режиссеру пора прекращать баловаться с наркотиками». Конец первого
действия.
Я спросил у главного продюсера спектакля Олега Чеснокова, кто сможет оценить такое искусство, и он честно признался:
— «Кракатук» не очень подходит для
детей, пенсионеров, семейных пар из провинции, поскольку это не
«семейный спектакль», а зрелище для «продвинутой молодежи» и любителей
экстрима. Тем не менее за год существования проекта спектакль везде шел
с аншлагом.
И действительно, гремучая смесь различных сценических жанров —
водевиля, пародии, балета, ярмарочного балагана, клоунады под названием
«Кракатук» — рождает одновременно самые противоречивые чувства: восторг
и иронию, радость, отвращение и удивление… Причем положительные эмоции
преобладают, потому что во втором отделении добро (Игрушки) побеждает
зло (кибер-муто-мышей), а Щелкунчик возвращает себе прежний облик. В
общем, Happy еnd. Зрители, не покинувшие спектакль после первого
отделения, долго рукоплескали артистам и несколько раз требовали их на
бис.
Объяснить успех представления можно тем, что «ингредиенты» для
спектакля подготовили известные в России музыканты, художники, циркачи
и хореографы. Новые музыкальные композиции сочиняли Олег Гитаркин
(основатель группы «Нож для frau Muller») и Игорь Вдовин (один из
создателей группы «Ленинград»). Фантастические костюмы и декорации
создавались по эскизам художников Александра Шишкина и Алексея
Богданова. Цирковые номера ставил известный артист Валентин Гнеушев,
автор знаменитого печального Пьеро, жонглировавшего своими пышными
воротниками. Причем каждый номер, который исполняют артисты в
представлении, в классическом цирке мог бы стать «гвоздем программы».
Чего только стоят прыжок из-под купола цирка на арену или волшебные
сцены любви в воздухе — эквилибристика без страховки.
Кроме того, поражает масштабность проекта. В представлении
задействованы около 50 актеров, которые во время шоу меняют двести
костюмов. Благодаря спецэффектам, декорациям и средствам мультимедиа
цирковая арена постоянно меняет свой облик и превращается то в
сказочное поле битвы кибермышей с игрушками, то в каток, на который
плавно опускаются снежинки, то в огромную ванну, залитую мыльной пеной,
над которой в финале триумфально возносится бумажный кораблик с Машей и
Щелкунчиком.
Впрочем, каждый зритель сможет сделать для себя выводы сам, но можно смело сказать, что равнодушным «Кракатук» не оставит никого.