Наконец-то премьера уже дважды откладывавшегося шоу «Кракатук», о
котором так долго говорили большевики и афиши на каждом заборе, -
состоялась. И зрелище, надо сказать, оказалось не хуже, чем было
обещано.
А обещано было давным-давно: два года назад премьеру
этого феерического не то спектакля – не то циркового представления
Андрея Могучего сыграли в Питере, в старинном цирке Чинизелли. Именно
тогда у «Кракатука» появилось множество поклонников, которые приходили
чуть ли не на каждое представление подпитываться его буйной энергией, а
потом даже ездили за ним по провинции. В Москву «Кракатук» обещали
привезти той же зимой. Тогда не получилось.
Доехав, наконец, до столицы, продюсеры шоу решили отказаться от
аренды старых цирков, как это делали в других городах, а купили
огромное белое шапито и теперь причудливый шатер-пагода, словно
футуристические фантазии группы АЕС, торчит посреди парка Коломенское,
там, где несколько лет назад играл свои лошадиные шоу театр «Зингаро».
«Кракатук» – это, как можно догадаться, современная вариация на тему гофмановского «Щелкунчика».
Его героиня – рыжая кудрявая девочка Маша (ее играет Анастасия
Жолудева), которая купила в магазине старья знаменитую виниловую
пластинку с записью «Щелкунчика», да так и уснула, слушая: «Хочешь, я
расскажу тебе сказку, дружок?». Все остальное – это Машины сны, видения
подростка, насмотревшегося мыльных опер, фантастических боевиков и
мультфильмов. Фантазии, полные полетов и превращений, страхов и,
конечно, любви.
Придумал всю эту историю питерский режиссер Андрей Могучий,
числящийся у нас последовательным экспериментатором (он получил и
последнюю «Золотую маску» в номинации «Новация») вместе с питерским же
художником Александром Шишкиным, который много работает в Москве, но
такой безудержной свободы, как в «Кракатуке», пожалуй, никогда еще не
получал. Придуманные им невероятные костюмы заслуживают отдельной
выставки: страшные белые монстры, сидящие вокруг стола-арены,
уставленной кривыми белыми подсвечниками, гигантские ходячие пальто,
люди-розы (танцоры в военизированном хаки с мягкими подушками-розами на
головах), уморительные ржавые лязгающие роботы, пришедшие, будто из
фантастики 60-х. И, конечно, игрушки, у которых тряпочный костюм
закрывает даже лица актеров: желтые меховые зайцы с оскалами, как на
масках майя, зубастые пупсы в памперсах, негритята-пионеры, лупоглазые
и губастые Барби, зеленые Мерилин Монро (развлекаясь, в программке
режиссер их назвал Мерлинки М. и Красавицы Б.). Уж не говорю о черных
зайцах на лыжах, ровно один раз, просто «для колориту» мрачно
шествующих через всю сцену во время эпизода «Рождество» под хохот зала
(впрочем, немедленно отвлекшегося на что-то следующее).
Второй художник тут - автор специальных объектов, известный
дизайнер Бармалей («в миру» - Алексей Богданов), сочинивший целое стадо
чудищ, заполняющих арену во время эпизода «Нашествие» - огромных,
членистоногих, хоботастых, с горящими красными глазами, прыгающих, как
на пружинках и семенящих торопливо, как многоножки. Ну, и третий –
видеохудожник Александр Малышев, именно ему принадлежит вся эта
бурлящая и переливающаяся световая среда, движущиеся картины,
проецирующиеся прямо на манеж и на экран над сценой.
Входя в шапито, еще до начала спектакля вы
окунаетесь в густой визуально-звуковой суп: в синей полутьме все вокруг
будто шевелится, дышит и звучит, таинственно меняясь, кто-то что-то
невнятно бормочет, кажется, по-немецки (Гофман же).
Композиторы «Кракатука» - это сам Петр Ильич Чайковский (его музыка
к балету звучит в исполнении оркестра под руководством Светланова), и
огромное количество электроники. В первую очередь переделка того же
Чайковского популярными питерскими композиторами и ди-джеями Вдовиным и
Гитаркиным, которые весело перевели классические темы в свои фирменные
лаунжевые «дзынь-блям-блям».
В общем, понятно, что действо получается какое-то совершенно
сумасшедшее и отчасти даже психоделическое. А ведь еще ничего не
сказано про главное – театр и цирк. Так вот, по части цирка тут есть
практически все: эквилибристика во всех видах, ходули, каучук, силовая
акробатика (орех кракатук оказывается стальным шаром, на котором
тренирует свои силы попавший в плен Щелкунчик), жонглирование (кстати,
всеобщим жонглированием светящимися шариками заканчивается спектакль),
батут, подлетая на котором злые красные «кибермыши» пытаются достать
Машу, висящую в тарелке под куполом. Парад игрушек превращается в
развеселую акробатическую феерию, где весь манеж надувается огромным
желтым матрасом, на который прыгуны плюхаются, разогнавшись на качелях,
в то время как зайцы вместо клоунов носятся по всему цирку, приставая к
зрителям и вытягивая их потанцевать. Есть и фокусы – превращение злым
мастером Д. (то есть Дроссельмейером, он же здесь и мышиный король)
мальчика-Щелкунчика в тряпочную куклу. А уж когда злодей взрезает эту
куклу (герой, оказывается, набит детскими игрушками) – и из нее, как
душа, вылетает белый голубь, - это уже дрессура.
Но, главное, в «Кракатуке» - это «воздух». В воздухе
происходят бои игрушек с неприятельской армией - одетые в защитное
воины мышиного короля подлетают на «резинках» к самому куполу, свистят
на трапециях над сценой, будто пауки на ниточках, выхватывая с земли
противника и улетая с ним к сетке-паутине над головами зрителей.
А внизу, между тем, игрушки, танцуя, строятся в отряды (я ведь еще
не сказала, что кроме циркачей в спектакле участвуют танцоры) и
руководит войском балеринка в белой пачке, но портупее и пилотке. А
еще, разумеется, в воздухе происходит любовь Маши и Юного Д. (так тут
называют Щелкунчика). Когда над размечтавшейся девочкой вдруг взмывает
белобрысый Юный Д. в черном френче и галифе (художник не отказал себе в
шутках на тему германского происхождения сказки), а потом дети вместе
летают под куполом, то догоняя друг друга, то сплетаясь, - зал
заходится от восторга.
На самом-то деле, по цирковым меркам тут нет особенно замысловатых
трюков и Могучий, репетируя, все время осаживал тренеров, пытавшихся
накручивать сложность: «начнутся рекордные трюки – уйдет театр».
Единственное, что, как признают циркачи, здесь действительно сложно, -
это инженерная система подвески. Такого количества разнообразного
«воздуха» и поднимающихся деталей в одном представлении никогда не
бывает, и сделать, чтобы одно не цеплялось за другое, было очень
трудно.
Короче говоря, театр, как мы увидели, никуда не ушел. И цирк тоже
никуда не делся. И визуальные искусства. И все они вместе родили
какой-то особый жанр, определить который не берусь, но увидеть очень
советую. Как сказал один из зрителей, выходя из шапито: «Я себе такого
и представить-то не мог».
А теперь несколько советов для тех, кто решил сходит на «Кракатук».
Первое. Зрелище это – идеально для подростков, но и взрослые вполне
способны оценить его драйв. Главное – не берите на «Кракатук» маленьких
детей (до шести лет). Им страшно. Проверено.
Второе. Не старайтесь сесть поближе – сверху гораздо лучше видно видеопроекцию на манеж.
И третье. Самый лучший аттракцион спектакля, в котором обязательно
нужно поучаствовать всем, особенно детям – это финальное купание в море
пены, по которому плывет бумажный кораблик с героями. Вот тут и
случается настоящий восторг и братание с актерами. Но, если на улице
похолодает, советую взять с собой сменную одежду. Или предварительно
раздеться. Кое-кто так и делает.
Источник: "Газета.ру",14.07.2006,