|
ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И
НАЯВУ Магнитогорцам показали самое невероятное театрально-цирковое шоу
«Кракатук».
ВЕСЬ ГОРОД в необычных афишах с рыжей девочкой, сложившей пальцы
сердечком. Зрителю обещано уникальное зрелище работы питерского режиссера
театрального авангарда Андрея Могучего и художника-постановщика Александра
Шишкина.
В этом шоу-спектакле по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный
король» и цирк, и балет, и театр и много чего другого. Кракатук – это волшебный
орех, с которого началась история Щелкунчика: освобождая принцессу Пирлипат от
злых чар, он сам превратился в уродца.
Перед премьерой – интервью для журналистов с генеральным продюсером шоу
Олегом Чесноковым. На протяжении нескольких лет он организует русский фестиваль
в Ницце, а теперь поразил отечественного и зарубежного зрителя своим первым и
очень успешным проектом. Идею шоу «Кракатук» ему невольно подсказал в 1998 году
министр культуры Монако: «И балет у вас замечательный, и театр хороший, и цирк.
Почему бы вам не придумать зрелище, понятное во всем мире, которое объединило
эти виды искусства?» На воплощение идеи ушло несколько лет. Получился уникальный
российско-европейский проект, в котором принимали участие французы, итальянцы,
израильтяне. Это вовсе не цирк в привычном для нас представлении – с
дрессировщиками и клоунами, акробатами, фокусниками, артистами-животными. Тем не
менее, в «Кракатуке» столько опасных трюков, сколько не увидишь на ином
представлении, а половина всех действий происходит в воздухе. Название жанра
Олег Чесноков определил как ассоциативный театр, который пользуется средствами
цирка. Если в «Кракатуке» летают гимнасты – это не просто сложный трюк, они
летают от того, что их окрыляют чувства.
Своеобразный тест-драйв необычного шоу прошел минувшим летом в столичном
Коломенском. Задолго до Москвы премьера состоялась в Питере, еще два года перед
тем «Кракатук» проходил обкатку на театрально-цирковых площадках от Сочи до
Тулы, от Ниццы до Эдинбурга. В октябре 2005 года спектакль был удостоен Гран-при
международного фестиваля искусств во Франции и получил приглашение на ведущие
европейские фестивали. После успешного московского тест-драйва начался
долгосрочный тур по стране, в который, кроме крупных городов областного
значения, включили Магнитогорск. На вопрос, почему Министерство культуры выбрало
Магнитку, а Челябинск обошло стороной, Чесноков отшутился:
– Наслышаны о ваших лыжных курортах... Мы пока не успели вкусить все
прелести вашего края, но до первого апреля время еще есть, – и уже более
серьезно заметил: – Есть своя прелесть в гастролях по небольшим городам.
Зритель, как правило, здесь более благодарный, несмотря на непривычный для него
жанр театра-цирка. Мы были в миллионном Ростове, в котором есть небольшой цирк,
и двухсоттысячном Кисловодске, где еще в брежневские времена отгрохали большущий
цирк. Так в Кисловодске столько было народу на представлении, что чуть цирк не
унесли с собой. Посмотрим, как будет здесь.
Во время представления зрителю не стоит ожидать романтического рассказа об
орехе Кракатук, ужасных мышах и храброй Мари, которая встретила заколдованного
принца и попала с ним в чудесный город. Ничего этого не будет, хотя основа
рождественской сказки Гофмана о мечте и взрослении в спектакле останется.
Знакомая и близкая сердцу музыка Петра Чайковского напомнит о балете
«Щелкунчик». Перед вами предстанет история про веселую рыжую девочку Машу, про
ее мечты и сны, которые не менее романтичны, чем фантазии церемонной Мари
Штальбаум из немецкой сказки.
– Вы можете прочесть либретто и будете понимать, что происходит на манеже,
– говорит генеральный продюсер. – А можете не читать его и положиться на
собственный опыт переживаний, на ассоциации, которые возникнут у вас во время
спектакля.
Спецэффекты, пиротехническое шоу, цирковые трюки в представлении возникают
не ради того, чтобы поразить зрителя, удержать его внимание, а чтобы вызвать
чувства тревоги, волнения, страха, радости, изумления, горечи, сострадания,
счастья. Душу начинает волновать уже с того момента, как только входишь в
зрительный зал и видишь: невероятной формы и размеров белые канделябры по краю
манежа, там же, на нем – огромные столовые приборы. Сверху застыли причудливые
белые конструкции, напоминающие дамские платья с неким подобием головы,
совершенно безликие, из которых потом неожиданно вылезут огненные кибермыши. А
пока: приглушенный свет, монитор с изображением, совсем не зрительское, а
доносящееся невесть откуда тихое шушуканье, перешептывание и шуршание, треск
виниловой пластинки и голос: «Хочешь я расскажу тебе историю про Щелкунчика?» И
по воздуху, как по земле, вышагивает рыжеволосая Маша...
В спектакле участвуют пятьдесят актеров из разных уголков страны,
прошедшие серьезный кастинг. Средний возраст – 22 года, большинство – циркачи,
есть артисты балета и драмы. Каждый, в отличие от традиционного «номерного»
циркового представления, работает от первой до последней минуты шоу. Все
рискованные полеты и сальто выполняют без страховки. Но не для того, чтобы
держать зрителя в напряжении и еще раз претендовать на исключительность
постановки. Создатели «Кракатука» пошли на такой риск сознательно:
– Когда любовь дает вам силы для полета, нужна ли вам страховка? –
спрашивает Чесноков. – Искусство должно удивлять. Одними спецэффектами этого не
добьешься. Зритель к нам возвращается снова и снова, потому что живая игра
актеров способна разбудить притупленные эмоции. Не переживайте: где надо – мы
испугаем, но не опасными трюками. А потом вызовем сочувствие и сострадание. Если
на представлении не плачут шестилетние дети, значит, актеры где-то
недоработали.
Дети будут не только плакать, но и радоваться, смеяться и даже принимать
участие в сказке. Вместе со взрослыми они увидят театр, в котором возможно все –
полеты и превращения, столбы пламени и пенные потопы. Монстры-трансформеры,
заколдованный принц с компьютером вместо головы, страшная битва игрушек с
мышами, черные зайцы на лыжах – фантазии в спектакле. Благодаря спецэффектам,
декорациям и средствам мультимедиа цирковая арена постоянно меняет свой облик:
становится экраном, огромным столом для магического пира, превращается в поле
битвы кибермышей с игрушками, в каток, засыпаемый снегом, в озеро, над которым
триумфально возносится бумажный кораблик с Машей и Щелкунчиком. Огромные мягкие
зайцы и обезьянки, не самого безобидного вида, но точно не принадлежащие к
мышиному царству, вдруг отправятся в зрительские ряды за «живым» общением и
начнут страшно хулиганить: присаживаться на колени, бросаться обниматься и
целоваться. А в финале всем желающим предложат порезвиться в пене, которая
зальет манеж по пояс. И от желающих не будет отбоя.
Говорят, на «Кракатук» ходят не по одному разу. И чем больше ходят, тем
больше хочется, тем больше возникает ассоциаций и эмоций. Причем в одну секунду
невозможно увидеть все, что происходит на этой сказочной сцене, и если каждый
раз пересаживаться на разные места – взору непременно будут открываться другие
картины и образы...
|