Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » "Аврора. Спящая красавица"

"Аврора" бьет по французам

Главным событием закончившегося в среду в Ницце 11-го фестиваля российского искусства Ruskoff стала премьера феерического циркового шоу Василия Бархатова "Аврора. Спящая красавица".

То, что устроители российского фестиваля решили впечатлять зрителей Лазурного Берега не только образцами русского психологического театра, звоном отечественных колоколов и различными этнографическими ансамблями нашей многонациональной родины, но еще и так называемым новым цирком, - затея не просто рискованная, а граничащая с безумием. Ездить на Французскую Ривьеру с сюжетными цирковыми спектаклями так же нелепо, как в Тулу со своим самоваром. Ведь "новый цирк", утонченный, эстетизированный и превращенный из зрелища в искусство, возник и достиг своего апогея именно здесь, во Франции.

Между тем продюсеры Ruskoff Мелания Мильбер, Олег Чесноков и Вадим Гаглоев уже во второй раз сыграли на чужом поле. И во второй раз победили. Первым опытом такого рода стал знаменитый "Кракатук" Андрея Могучего, премьера которого тоже состоялась в рамках русского фестиваля в Ницце и вызвала тут подлинный фурор. Теперь вслед за сказкой Гофмана Ruskoff решил освоить цирковыми методами сказку Шарля Перро.

Спектакли получились такими же разными, как и их постановщики. "Кракатук" главного питерского авангардиста Могучего шел в шапито и менее всего отсылал зрителей к известному русскому балету на гофмановский сюжет. Рождественская сказка была превращена в современное, тронутое постмодернистской иронией фэнтези. Кибермыши-монстры, словно сошедшие с картин сюрреалистов, лазали тут по канатам, лелея коварные планы, а большие плюшевые зверушки и чернокожие пионеры в оранжевых трусах, представленные ловкими вольтижерами, не давали нашу Машу в обиду жутким порождениям техногенного мира.

В "Авроре", премьеру которой сыграли на сцене обычного театра, тоже просматривается местами лукавый постмодерн. Но он притаился в основном в оформлении спектакля, придуманном одним из создателей знаменитого питерского театра "АХЕ" Максимом Исаевым. Это Исаев, к слову сказать, плодотворно сотрудничающий с Могучим, украсил занавес спектакля чайкой, ловко составленной из двух бананов и недвусмысленно отсылающей нас к Энди Уорхолу. Но сам спектакль от всякого Уорхола, в сущности, далек. Восходящая звезда отечественной оперной режиссуры Василий Бархатов, поставивший несколько удачных спектаклей на сцене Мариинки, вступает в "Авроре" в благодушный диалог не с современной, а как раз с имперской культурой. Точнее, с высшим воплощением ее на русской почве - балетом.

Задорное и эффектное зрелище, в котором заняты несколько десятков российских циркачей, идет в сопровождении слегка перемонтированной "Спящей красавицы" Чайковского. Просто диву даешься, как хорошо ложится чарующая, знакомая с детства музыка на цирковые трюки. В самом деле, отчего бы не вертеть сальто в тех местах, где обычно крутят фуэте, и не летать под колосниками на трапеции - в тех, где обычно исполняют батман. Да и случайно ли главным зрелищным жанром возникшей на обломках старой империи новой империи - советской - оказался наряду с балетом именно цирк (см. знаменитый фильм Г.В. Александрова 1936 года). Ведь в самом классическом балете очень много сугубо цирковой, трюковой стихии - кто выше, дальше, быстрее... На этой незамысловатой игре, собственно, и построен спектакль.

В первом отделении соревнуются девушки, то есть феи. Они спускаются на сцену по канатам, парят над ней на трапециях, выкатываются на нее "колесом". Всех затмевает фея Карабосс: Анна Мчедлишвили проделывает поистине головокружительные трюки, не забывая при этом сугубо драматическими средствами передавать присущую героине зловредность. Вторая часть отдана на откуп юношам-принцам. Пытаясь разбудить Аврору, они пускаются во все тяжкие. Кто-то стучит в барабаны, повиснув под колосниками вниз головой, кто-то так накручивает повороты на перекладине, что поднимает на сцене настоящий сценический вихрь. А один из принцев (Вячеслав Королев) красивым баритоном поет арию Папагено из "Волшебной флейты" Моцарта, стоя при этом на огромном оранжевом шаре и ловко перебирая ногами.

Полет на трапеции самого удачливого жениха, одетого в цвета российского (да, впрочем, и французского) триколора и легко унесшего в сценические небеса проснувшуюся Аврору, происходит уже под неистовые аплодисменты зрительного зала, явно плененного остроумной игрой с жанрами. Молодой режиссер смог рассказать нам средствами "нового цирка" о том, что любим мы в старом цирке и балете. Мы любим удаль, бесстрашие и дух веселого соревнования, в котором соперник почти всегда оказывается партнером. В этой незамысловатой, но обаятельной "Авроре" русская культура в очередной раз, смеясь и печально улыбаясь, попрощалась со своим имперским прошлым. Если и было в этом прошлом что-то безусловно прекрасное, то, конечно же, классический балет да старый добрый цирк.

Марина Давыдова
Известия.ру

Источник: http://www.izvestia.ru/culture/article3137337/

Категория: "Аврора. Спящая красавица" | Добавил: DimSRT (02.02.2010)
Просмотров: 1089 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Категории каталога
Статьи по материалам Рунета [31]
"Аврора. Спящая красавица" [4]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Кнопочки
Официальный сайт

Каталог сайтов Всего.RU
Rambler's Top100
WOlist.ru - каталог качественных сайтов Рунета
Поисковая Система RAGY • Удобный поиск по интернету, поисковые машины - 4 в 1, кроме того: новости, погода, статьи, форум, каталог ссылок...

Каталог Ресурсов Интернет
Нижний Новгород Online
Адресная книга Интернет. Желтые страницы.
Наш опрос
Понравилось ли вам шоу "КРАКАТУК"?
Всего ответов: 308